Среда, 26.11.2014, 04:12
Сайт учителя русского языка Смирновой Тамары Ивановны

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Статистика


Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Форма входа
Учительский портал

Сайт







Банк Интернет-портфолио учителей

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter

 
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ОГЭ-2015

 

В 2015 году произошли изменения в ОГЭ. 

 

Выпускники в 2015 году будут писать сочинение-рассуждение на выбор из трёх заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

Что такое «сочинение на лингвистическую тему» (15.1)?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
 

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

 

    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
 

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

 

Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
 

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

 

автор анализирует

характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ... и т.д.
 

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

 

действительно

на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ... и т.д.
 

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:
 

        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
 Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
 

 Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
 
 

Итак, ...

Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ... и т.д.
 

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
 

Пишем сочинение по заданию 15.2

 

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать)

смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Как правило, основная идея текста всегда связана с главными героями и основными событиями сюжета.

Основные шаги: 1. Понимаем  смысл текста. 2. Формулируем тезис, исходя из задания. 3. Развёртываем тезис, комментируя его. 3. Находим в тексте два аргумента. 4. Пишем вывод (заключение).

 

 

Пишем сочинение по заданию 15.3

 

Задание 15.3 проверяет умение строить рассуждение, привлекая нужные аргументы. Основные шаги: 1. Понимаем  смысл текста. 2. Формулируем тезис, исходя из вопроса задания. 3. Развёртываем тезис, комментируя его. 3. Находим один аргумент, подтверждающий рассуждения,  в предложенном тексте,  второй привлекаем из своего жизненного опыта. 4. Пишем вывод (заключение).

 

Внимание!

 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Обратите внимание! За отсутствие абзацев снимают баллы.

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930



Праздники России

Архив записей

Copyright MyCorp © , Смирнова Т.И. © 2011-2014