- К сожалению, многие дети делают ошибки даже при написании самых простых слов. Чтобы научить ребенка грамотно писать, придется потратить определенное количество времени и усилий. Иногда приходится слышать о таком понятии, как «врожденная грамотность». Но грамотность не бывает врожденной – приобрести этот навык можно только в процессе развития, и немалую роль в приобретении навыков грамотного письма играет окружение ребенка. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, как часто ребенок читает и какие книги он выбирает для чтения. Чем больше книг прочтет ребенок, чем более широкий спектр слов будет встречаться в этих книгах – тем грамотнее он будет писать. Зрительная память выхватывает из текста часто употребляемые слова, и затем помогает их воспроизводить при написании. Но даже дети, которые очень любят чтение, часто пишут диктанты правильно и хорошо, но в процессе переписывания текста допускают досадные ошибки. В этом случае виной всему детская невнимательность. Поэтому для того, чтобы научить ребенка грамотно писать, необходимо помочь ему сосредоточиться – а значит, обеспечить максимально спокойные и комфортные условия для выполнения заданий. Помогает и частое написание диктантов – в этом случае, чем больше будет практики, тем лучше. Необходимо хотя бы несколько раз в неделю устраивать импровизированный диктант – диктовать ребенку несколько абзацев из интересной книги, кусок статьи из познавательного журнала или просто текст из специального сборника. Ребенок научится быстро и правильно писать, хорошо воспринимать информацию на слух и не бояться школьных диктантов. Можно привести общеизвестный пример. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.
- Как помочь ребёнку пережить ГИА?
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребёнка после экзамена.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования, ведь ребёнку всегда передается волнение родителей.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Этим самым вы повысите их уверенность в себе.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена быть внимательным и следовать инструкции организатора аудитории.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей и постоянно сравнивают, что может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше. 2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения. 3. Удивляйте – запомнится! 4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе. 5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! 6. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. 7.Родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. 8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). 9. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других. 10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
(Материал статьи профессора В.Зайцевой взят с сайта "1 сентября")